Александр Пыжиков
Доктор исторических наук.
Возрождение России - это возврат к собственным корням, а не использование чужеземных конструкций.

«Русский раскол» — фильм-наследие Александра Пыжикова

Почему в XX веке наша страна дважды распадалась? Почему в середине века мы пережили небывалый подъём? Объяснение этим явлениям даёт Александр Владимирович Пыжиков. Истоки 1917-го года он ищет в XVII веке, доказывая наследственность и преемственность эпох.

Исследования историка уникальны. Раскол религиозный стал расколом ментальным, но в чём тут связь? При чём здесь присоединение Украины? Пыжиков не успел дать ответы на все эти вопросы, но за него это сделают приглашённые эксперты и зрители.

Смотрите «Русский раскол» 13 и 14 сентября на телеканале НТВ!
13 июня 2019

Знакомьтесь митрополит Дмитрий (Даниил Сеченов), живший в 1709-1767-х годах. Этот заслуженный архиерей до сего времени вызывает приступы умиления в церковных кругах подвигами благочестия. Об одном из таких подвигов будет полезно вспомнить всем нам. В 1740 году еще архимандрита Дмитрия назначали возглавить миссионерскую работу в Поволжье, наделив обширными полномочиями. Христианская проповедь звучала там совсем туго и брошенный на подмогу церковный деятель с энтузиазмом взялся за дело. Он буквально метался по нижегородским, симбирским, казанским просторам, введя в практику крещение целыми селениями, что резко увеличивало цифры «спасенных». 
16 мая 1743 года Сеченов, находясь в очередном миссионерском вояже, проезжал мимо одного села. В окрестностях он узрел большое, старое кладбище, куда собиралось местное население для почитания родителей, предков: в праздничные дни кладбище было переполнено людьми, чего нельзя было сказать о местных церквах. Борцу за христианскую веру это жутко не понравилось, и он повелел ломать надгробия, разрушить могилы, а после все поджечь. Узнав, что происходит, к кладбищу кинулись толпы народу. Сеченов едва улизнул от расправы, спрятавшись в подвале дома местного попа. Пока его искали, прибыла полиция, сумевшая вывезти архимандрита. 
Но беспорядки не утихали: 18-19 мая уже многие деревни были охвачены волнениями. Забеспокоились и нижегородские власти, по настоянию Сеченова, вызвавшие войска. Началась карательная экспедиция против мирного населения, деятельное участие, в которой принял «наш герой». Кстати, источники сохранили имена тех, кто руководил подавление народного восстания: И. Магницкий, Д. Козьминский, В. Шмаевский и нижегородский губернатор Д. Друцкой (заметим, очень характерные фамилии). Вожаков, или как сказано в документах зачинщиков, Кривова, Семенова приговорили к смертной казни через сожжение на площади, других виновных ссылали на каторгу, резали уши, вырывали ноздри, били плетьми. 
Такое «евангельское благочестие»» пошло на пользу архимандриту Дмитрию, продолжавшего затем в митрополитах сеять веру христианскую. 
(Котков К., Вернер С. Очерки по истории мордовского народа в ХVIII века. Саранск, 1943. С. 36-54)