«Многие толкующие и пишущие о простонародном образовании и необходимости распространения грамотности не знают того, что грамотность у нас далеко не так ничтожна, как многие предполагают, но распространена она с целями односторонними. Все ли господа теоретики знают, что есть весьма значительные вотчины, где не найдешь ни одного человека, знающего гражданскую грамоту и потому числящие не имеющих грамотный; в то же время в них можно найти десятки людей, читающих и пишущих по церковному и несколько стариц, которые читают по вечерам то в одной, то в другой избе старинные рукописи и книги, переписывают их. Вся эта грамотность создана раскольниками или вернее раскольницами и служит сильнейшим и надежнейшим средством распространения своих верований!
Кроме того, в торговой и промышленной селах есть другой вид грамотности, который многие из теоретиков и не подозревают. Это — рукописная грамотность, получившая начало от некоторых соображений торговых и промышленных. Я знавал множество людей между мелкими торговцами, приказчиками, которые решительно не знали печатной грамоты (ни гражданской, ни церковной, но могли читать самую плохую рукопись и сами писали. Эта грамотность призвана избегать посторонних».