Книга Кривошапкина М.Ф. «Енисейский округ и его жизнь» вышла в Петербурге в 1865 году. В ней содержатся информативные этнографические зарисовки о быте и традициях коренных народов Сибири. Особенно интересны наблюдения о верованиях местных жителей. Вот отрывок (С. 311-312) из этой работы:
«Было в Азии древнее, темное время, когда еще и буддизма не было, а христианство и в воздухе не носилось, когда господствовало одно «шаманство» по всей, особенно восточной и северной Азии. Сами монголы, или вернее высшее сословие их, предавшись буддизму начали питать отвращение к своим обычаям и поверьям; но народ, как и всюду, не последовал за модным и не оставил старого… не отвыкал от «шаманства» до того, пока проповедники буддизма не придумали весьма хитрую штуку. Они старались все шаманские обрядности и праздники, все внешние формы, которых народ особенно держится, обратить в проявления того же буддизма. Ламы собирали из уст народа шаманские молитвы и распространяли их среди населения с изменениями и прибавкою новых правил по буддизму… Результатом таких действий лам явилось составление целых шаманобуддийских книг, которые существуют до сих пор… Старое же шаманство, по сообщению отца Иоакинфа, назвали «пляскою перед духами», буддийские ламы заклеймили ее «черную верою», т.е. грубою, непросвещенною».
P.S. Что-то это напоминает.